Hosted by uCoz
 

WEB- сайт: планирование и реализация.

Определение объема работы.

Многие приступают к работе над новым сайтом с выбора цветов, шрифтов, технологий и т.п. Тогда как логичнее начать с анализа проекта, планирования предстоящей работы и поиска ответов на ряд важных вопросов, касающихся будущего сайта. Время, потраченное на сбор и обработку нужной информации, окупится с лихвой, помогая избежать потери денег и энергии в дальнейшем...


1. Вы получили деловое предложение. В первую очередь постарайтесь узнать как можно больше о вашем заказчике, о его фирме; сферу бизнеса, в котором он работает, и занимаемую в ней нишу.


2. Получите у него ответы на следующие вопросы:
- Зачем ему нужен сайт? Почему он его создает и какие цели и задачи преследует?
- Желает ли он моментальной отдачи или подготавливает почву для более агрессивного бизнеса в Сети в дальнейшем?
- Что входит в его цели: продать продукцию или сервис, увеличить покупательский рынок, обеспечить поддержку уже проданному товару?
- Возможно, он надеется подняться на уровень конкурентов, которые давно имеют свои ресурсы в Интернет?
- Если бы у него была возможность донести только одну идею до своих пользователей, какой бы она была?
- Какие дальнийшие действия ожидает он от посетителей его Веб-страниц? Обращение за более полной информацией? Визит в магазин или оффис, покупка напрямую с сервера?
- Как заказчик измерит успех или неудачу сайта? Как узнать, что сайт получился удачным - понравилось начальнику? Выиграл Сетевые награды? Популярен в среде пользователей?
- Кого он хочет видеть своим посетителем? (Дизайн и содержание сайта должны оправдывать ожидания и удовлетворять потребности пользователя)
- Почему к нему будут приходить? За какой информацией?
- А какую информацию он может предоставить? Одна из распространенных ошибок профессионалов - это убежденность в том, что пользователи достаточно просвещены в вопросах, касающихся деятельности фирмы. Вероятнее всего, это не так. Маркетинг заказчика только выиграет от результатов обучения возможных клиентов. Ваша с ним задача - выбрать из моря информации ту, в которой нуждается посетитель.
- Интересуется ли он привлечением одноразовых посетителей (для счетчика) или надеится превратить случайных прохожих в регулярных пользователей? Лояльность требует частого обновления материалов.


3. Следующие, решите вопросы по функциональности ресурса:
- Что заказчик находит необходимым для его сайта? К примеру, динамические страницы, генерируемые базой данных, веб-коммерция, каталоги, программы? Сделать-то можно все, что он пожелает, дело в стоимости и сроках исполнения.
- Спросите, кто будет мониторить и обновлять подобные функции?
- Имеет ли заказчик неординарные требования к безопасности?
- Как и где будет хоститься сайт?
- Существуют ли какие-либо исключения?
- Кто будет обновлять и поддерживать ресурс?
- Какие у заказчика планы на будущее, касательно Веб-сайта?


4. Технические спецификации будут служить основой всех скриптов, css, графики, html, java и других технических элементов сайта. Определите, какое програмное обеспечение потребуется пользователям для просмотра ресурса, а также общий технический подход к разработке и поддержке сайта. Хотелось бы знать резолюцию монитора посетителя, скорость их модема, сколько памяти в его системе, количество воспроизводимых цветов, какие плагинсы (програмные модули) имеют и т.д.


Успех Веб-ресурса покоится на равновесии между достижением желаемых результатов и затраченных в процессе средств. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы; потеря времени и денег - результат суперожиданий и нереальных запросов. При планировании, в первую очередь, стоит принимать во внимание нужды будущих посетителей, а не последние достижения технологии и эгоцентричный энтузиазм разработчиков. Мы не создаем сайты для себя, мы создаем их для наших посетителей

Разработка структуры.

Первый ваш шаг - набросок "карты сайта". Это графическая диаграмма, показывающая путь продвижения посетителя по сайту. Ваша карта должна включать в себя каждую его страницу и то, в какой зависимости они находится относительно других страниц и материалов. Очень важно получить "добро" заказчика на "карту", и отметить любые изменения в стуктуре, такие как удаление или добавление страниц, что может повлиять на бюджет проекта.


Тактическую сторону технических спецификаций можно отразить в коротком документе, определяющим подход и используемые технологии при кодировании страниц и визуальной разметке.


- Будут ли страницы генерироваться "на лету" из датобазы?


- Будут ли использованы Cascading Style Sheets (CSS)?


- Потребуется ли наличие модуля (plug-in) или специального контроля на машине пользователя?


- Под какой минимум необходимо оптимизировать цветовую палитру?


- Вы будете писать код сами или использовать WYSIWYG "Что вижу, то и получаю" эдитор (Dreamweaver, к примеру)?


- Будут ли использованы DHTML, Channels, Push технологии?


      

Затем вы должны определиться с навигацией. Как будет посетитель продвигаться по сайту? Какая связь существует между страницами, куда можно попасть от куда и т.д. Для большинства проектов нет нужды придумывать новые навигационные схемы. Учитесь на сайтах, которые вам нравятся больше всего: проще - лучше. Подгоните существующую удачную модель под нужды своего проекта и используйте ее. Людям необходима возможность легко передвигаться по сайту, только и всего.


Дизайн Интерфейса.

      

Вы изучили своего заказчика, представляете содержание каждой будующей страницы и вовсю идет работа над текстами. Самое время заняться интерфейсом.


      

Начните с самой важной страницы, работайте над ней до тех пор, пока у вас не будет как минимум 15 набросков различных вариантов, из которых 5 можно развить дальше. Когда страничка начнет дымиться, поработайте над другими. Продолжайте искать идеи, рисовать и думать. Попробуйте поэксперементировать с различными эффектами: real audio/vidio, динамическое html, необычное использование тегов и т.д.


      

Пусть ваш альбом наполнится зарисовками для входного экрана, навигационных элементов, ключевой графики и второстепенных, украшающих элементов. Используйте коллаж. Проанимируйте частицу большого изображения. Поиграйте со шрифтами, слоями, текстурами, эмоциями. Как только вы найдете удачную тему, проработайте ее как можно глубже, потом отложите в сторону и примитесь за новую.


      

Вообразите себя пользователем и попробуйте смотреть на окружающий мир, Интернет его глазами. Походите по сайтам, где он может бывать, полистайте его журналы, пообщайтесь с его возможным окружением...

      

Используйте графический редактор. Очень удобно скопировать окно броузера в Фотошоп или Иллюстратор и накладывать слои композиции прямо на него.


      

Выберите 3 законченных варианта: ваш любимый, несколько эстравагантный и консервативный, который вы уверены понравится заказчику. Создайте для них прототипы, которые он сможет посмотреть и одобрить. Прототип - черновой вариант слинкованных между собой основных страниц сайта. Не обязательно писать код для этих страниц, вы прекрасно можете обойтись image-maps. Порежте страницы на части и пролинкуйте графику между собой. Не тратьте время на ее оптимизацию, и обьясните заказчику, что она немного потеряет в качестве при дальнейшей обработке. Задача прототипов - хорошо смотреться в окне браузера и понравится заказчику.

Програмирование.

После того как вы разработали дизайн и сверстали модели основных страниц, можно приниматься за техническую работу - HTML кодирование, CGI формы, датабазы и прочее програмирование.
Несколько советов:


1. Когда над сайтом работают несколько человек, обязательно стоит договорится об общей логической системе наименований. Если каждый будет скидывать свои творения куда захочется, это будет существенно затруднять поик коллегам, и в конце все равно приведет к переименованию.


2. Рассортируйте ваши графические файлы по классам в зависимости от их размера. Старайтесь держать колличество таких классов минимальным. Например: заголовки, подзаголовки, "ноготки", полная графика и т.д. Графические размеры от 1 до 5.


3. Подберите оптимальную палитру для графики в одном отдельно взятом классе и используйте ее на всех файлах данного класса. Работая над большим сайтом удобно использoвать DeBabelizer, сценарии которого позволяют очень быстро и точно процессить большое кол-во файлов. Так же, он, в отличие от Photoshop , не сдвигает цвета "безопасной веб-палитры" в сторону при оптимизации.


4. Используйте в своем коде, оставляя пояснения для программистов и создателей текстов.


5. Используйте абсолютно схожий код на различных страницах, для облегчения глобального поиска и изменений.


6. Если на странице очень много текста и других материалов, удалите все "возвраты коретки" и коменты из кода, что существенно снизит размер файла.


7. Потратьте время на изучение тех программ, с которыми работаете, ваша продуктивность резко повысится. Следите за выходом новых версий и обновляйте свои инструменты регулярно.


8. Делайте копии (Back up?) того, что сделали каждый день по окончанию работы.


9. Проверяйте свою работу на разных броузерах и основных ОС. Поменяйте настройки в броузерах выставив большие или маленькие размеры шрифтов, изменив цветовые настройки, откройте все манюшки и бары которые имеются.


10. Проверяйте:

  • - Грамматику

  • - Правильное название файлов

  • - Работу линков

  • - Название страниц в поле Титул

  • - Фоновые цвета

  • - Целостность и тегов

  • - Визуальное выравнивание

  • - Что получится при изменении размеров окна броузера, шрифтов, цветов?

  • - Различия резолюций. А как оно будет смотреться в монохроме?


  • 11. Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте. Подключайте как можно больше людей к этому процессу. Для заказчика это отличная возможность "поучаствовать" в проекте. Если есть возможность проверить на будующих посетителях, не упускайте ее. Внимательно следите как люди со свежим взглядом на сайт реагируют на вашу навигацию и систему наименований. Не пытайтесь помочь им "найти" что-либо, но попросите комментировать каждый шаг. Например куда они ожидают попасть при клике на ту или иную кнопку? Часто бывает очень удобно распечатать весь сайт на бумаге и проверять стилистические и грамматические ошибки таким образом.

    В природе существуют заказчики, которые обставляют выход в свет нового сайта с подобающей событию помпой. Если это не про вашего, все равно отметьте завершение проекта со своей командой или друзьями.



    к Оглавлению

    Материал позаимтвован c сайта ЯХМТ

    Destroy Design destroy@xakep.ru
    © Copyright 2003